grossmaster (grossmaster) wrote,
grossmaster
grossmaster

Category:

Краткий словарь мировых религий и учений...

...в хронологической последовательности их возникновения.



С 30 века до н.э. по 21 век н.э. (NOTE: словарь нуждается в уточнении, дополнении/сокращении разделов и доработке).


III-II тысячелетия до н. э.
ИНДУИЗМ (Хинду-самая, Хинду-дхарма) восходит к религиозным воззрениям древних ариев, заселивших Пенджаб и верховья Ганга. Религиозные взгляды ариев зафиксированы в ведах, прежде всего - в Ригведе. Веды говорят о богах и о том, как им следует поклоняться, однако для индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов.
Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему индийских верований, религиозных течений и сект, общее число которых превышает 250. Индуизм политеистичен, хотя школа веданта представляет собой пантеистическую религию. Главные божества в индуизме - Брахма, Вишну и Шива, воплощены в тройственном образе Тримурти.
Основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма, артха, кама. Индуизм поддерживает кастовость индийского общества.

ХХ - X века до н. э.
ЗОРОАСТРИЗМ (самоназвание: Вахви Даэна Маздаясна - Добрая Вера Почитающая мудрость) - пророческая религия, созданная полулегендарным Заратустрой (греческая форма имени - Зороастр) предположительно на рубеже 1-2 тысячелетий до н. э., распространившаяся первоначально в Восточном Иране и Средней Азии, затем - в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья. Многие исследователи считают, что зороастризм широко распространился в Персии еще при Ахеменидах. Зороастризм был официальной религией в Персии при парфянах и Сасанидах, пытавшихся построить теократическое государство; после арабского завоевания он был постепенно вытеснен исламом. Важнейшая особенность зороастризма - синтез монотеизма и ярко выраженного дуализма, представления о противоборстве доброго и злого начал. Верховное божество зороастризма - Ахурамазда, выступает в качестве творца материального мира и всех благих существ. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в особых "башнях молчания". Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.

XX-X века до н. э.
ИУДАИЗМ, ИУДЕЙСТВО (греч. "еврейская религия", от имени Иуды, сына библейского патриарха Иакова) - зачатки иудаизма появились в II тысячелетии до н.э. среди евреев, живших на территории Палестины. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в I тысячелетии до н.э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию. Иудаизм основан на догматах: признание единого бога Яхве; богоизбранности еврейского народа; вера в мессию, который должен судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в землю обетованную; святость Ветхого завета (Танаха) и Талмуда.
Согласно общехристианским представлениям, евреи в дохристианский период были убеждены в собственной богоизбранности и в исключительности собственного спасения. Другие народы должны были войти в мессианское царство исключительно в качестве побежденных и рабов. Подобная богопротивная гордыня считается причиной отвержения еврейского народа и его поражения в 70-135 гг. н.э.
Иудаизм претендует быть национальной религией еврейского народа. В современном мире существуют различные версии и течения иудаизма, часто претендующие на единственно правильную интерпретацию, соперничающие и не признающие друг друга.

X век до н. э.
БРАХМАНИЗМ широкоупотребимое название поздней ведической религии в Индии. Название образовано от сборника ритуальных текстов-песнопений - Брахма?н. Относится к политеистическим религиям. В значительной мере обязан своим существованием формированию в Древней Индии кастовой структуры общества и рабства. В основе вероучения брахманизма концепции реинкарнации (сансары), закона-дхармы и воздаяния-кармы. Огромное значение для брахманизма имело точное исполнение сложных обрядов и ритуалов, сопровождающихся песнопениями на санскрите. Под влиянием буддизма в I тыс. н. э. трансформировался в Индуизм.

VI век до н. э.
БУДДИ?ЗМ религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Философские концепции буддизма основаны на главных идеях брахманизма и, частично, ведизма. В буддизме хорошо развита теория реинкарнации, кармы, дхармы и нирваны. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

VI век
до н.э. КОНФУЦИАНСТВО (жу цзя - школа великих книжников) этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием). Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усвояется верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.

VI-V век до н. э.
ДЖАЙНИЗМ одно из религиозно-философских учений Индии, входит в число индийских философских учений, отвергающих безусловный авторитет основанного на Ведах брахманизма и кастовую структуру индийского общества. Название религии происходит от имени пророка Джины, (известного также как Вардхамана и Махавира) почитаемого в качестве основателя религии. В основу философии джайнизма легла Триратна - учение Джины, состоящее из трех "правильных" основ бытия: правильного видения, правильного знания и правильного поведения. Первым систематизатором джайнизма является Умашвати. Как и большинство индийских религиозных учений, джайнизм видит свою цель в освобождении джив (существ) от страдания через аскетизм, подавление телесного начала и непричинение вреда любым дживам. В отличие от буддизма имеет собственное учение о бытии - онтологию.

VI-V век до н.э.
ДАОСИЗМ Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге последователей Лао-цзы "Дао дэ цзин". Важнейшим положением даосизма является понятие "дао". Кроме того, важной концепцией является понятие "увэй" (недеяние). Краеугольным камнем в даосизме является учение о бессмертии. Учение основано на мифологических образах и не совпадает с концепциями Лао-цзы и Чжуанцзы. В даосизме особое внимание обращается на отправление основных обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны. Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай и хуанлучжай, а также празднованию традиционного Нового года по лунному календарю. Тайно отмечается праздник "Хэ ци", во время которого даосы считают себя полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.

V век до н. э.
АТЕИСТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ зародились почти одновременно с появлением религиозных культов. Первоначально это был неосознанный атеизм, выражавшийся в прагматическом отношении к ритуалам среди самих служителей культа и вождей племён, которые использовали религиозные формулы для упрочнения своего влияния на население. Более осознанный, агностический атеизм стал оформляться только с появлением философских школ. Древнеиндийские источники доносят до нас эхо споров между представителями философской школы Локаята (Брихаспати, Дхишан) и сторонниками ведического учения. Сочинения философов этой школы не сохранились, о их позиции известно только благодаря трудам их противников. Однако можно сказать, что локаята были первыми последователями атеизма - они утверждали, что бога нет, что мир никто не создавал, что он появился и развивается по своим внутренним законам, они отказывались признать существование жизни после смерти, и считали, что всё, что написано в Ведах, представляет собой обман.
Атеизм представляет собой мировосприятие, согласно которому естественный, материальный мир является единственным и самодостаточным, а для объяснения явлений и описания законов природы не требуется привлечение сверхъестественных сил, например Бога, богов, духов, других внематериальных существ. Атеисты считают все существующие религии и верования творением самого человека, а появление Вселенной рассматривают с научной точки зрения. Основной, наиболее общественно значимый вид атеизма - научный, или позитивный, атеизм - тесно связан с рационализмом, скептицизмом, светским гуманизмом и свободомыслием. С этими течениями его роднит неприятие веры в качестве инструмента познания мира, утверждение в качестве инструмента такого познания научных методов, борьба с догматизмом (в том числе и среди атеистов) и свободное обсуждение философских проблем. С точки зрения научного атеизма религия и наука являются взаимоисключающими явлениями общественной жизни, одно обязательно исключает другое.
Многие критики атеизма считают, что атеизм является своеобразной формой религии, так как опирается на научный метод и рационалистическую позицию познания мира, утверждающую, что "для объяснения явлений и описания законов природы не требуется привлечение сверхъестественных сил". Однако, сама эта позиция о том что "все может быть познано рационально", не может быть доказана никаким рациональным методом, и следовательно, является формой религиозной веры.
Критики считают что атеисты исходят из того, будто им априори известно, о том, что мир полностью познаваем непосредственно. Но парадокс такой позиции заключается в том, что не имея представления о всей системе (не имея полной модели мира) - невозможно сделать вывод о его полной познаваемости.
Надо отметить, что попытка определить атеизм как некую религию, в конечном итоге сводится к примитивному заключению: "Религия - вера в Бога, атеизм - вера в его отсутствие". Ложность такого высказывания состоит в неверной логической предпосылке, а абсурдность в том, что в скрытой форме оно признает лишь одну форму мировоззрения - веру, отрицая научное познание окружающего мира вообще. Атеисты, опровергают его, выстраивая подобное же суждение в шутливой форме: "Если атеист не курит, следовательно, он курит отсутствие табака".

V-III века до н. э.
ТЕНГРИАНСТВО религия турков-кипчаков, населявших страну Дешт-и-Кипчак, известных в Европе под именами "гунны", "варвары", "геты". Основана на культе Тенгри-хана, кроме которого кипчаки почитали богиню Умай, которая олицетворяла земное начало. Образ Умай, по некоторым данным, заимствован из индуизма. Свою покорность Тенгри-хану кипчаки подчеркивали, используя древнейший символ - аджи, знак равностороннего креста, который наносили на лоб краской или в виде татуировки.

I век
ХРИСТИАНСТВО (от греч. буквально - "помазанник", "мессия") одна из трех основных мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), зародилась в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма, с которым, однако, вскоре оказалась в состоянии конфликта. Христианство возникло как религия угнетенных масс, потерявших уверенность в возможности улучшения своей жизни на земле и искавших избавления в приходе мессии. Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве божьем.
Христианская мифология основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
XI век
Католицизм или католичество (от греч.- всеобщий; впервые по отношению к церкви термин применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) - основная (по числу приверженцев - более 1 млрд) ветвь христианства, cформировалaсь в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Разделение с православием произошло в 1054 году. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, привнесенных западноевропейским феодализмом. Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр в государстве Ватикан, единого главу - папу римского, строгую церковную иерархию и дисциплину. Источником вероучения католики признают (в отличие от протестантов) не только Священное писание, но и Священное предание, которое в католицизме (в отличии от православия) включает в себя и постановления вселенских соборов католической церкви, и суждения пап. Католицизму присущи пышный культ, широкое почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных.
XI век
Православие (калька с греч., букв. "правильное суждение") - одно из направлений христианства, обособившееся и организационно оформившееся в XI веке в результате разделения церквей. Вероисповедальную основу православия составляют Священное писание и Священное предание. Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужение продолжительнее, чем в других христианских конфессиях, и включают в себя большое количество ритуалов. Главное богослужение в православии - литургия. Главный праздник - Пасха. Богослужение ведется на национальных языках; в некоторых конфессиях используются и мертвые языки, к примеру, в Русской православной церкви - церковнославянский.
XVI век
Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий) - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище. Вместе с тем протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. Протестантизм предписывает верующим ежедневное чтение Библии.
В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине. В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество. Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке.

II век
МАНИХЕЙСТВО составленное из вавилонcко-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретичекое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония - ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников - последователей Заратустры брошенным в него камнем) периода античности. Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.
В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как равноправных изначальных принципов бытия. Царство добра и света состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли; властителем в нем является добрый Бог. Царство зла и мрака состоит из пяти нечистых стихий: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара; властителем в нем является злой демон.
Манихейство преобразует ветхозаветные идеи таким образом, что именно Сатана запрещает человеку вкушать от древа познания добра и зла, а бесстрастный Иисус учит человека вкусить запретный плод и раскрывает ему тайну духовного происхождения. Для противодействия Иисусу Сатана создает из злой материи и незначительных остатков частиц света женщину, чтобы она раздробила разумную душу человека.
Культовая практика и быт манихеев отличаются суровым аскетизмом. Манихеи отрицательно относятся к браку, отвергают употребление вина и мяса, максимально ограничивают уничтожение растений и животных как бессознательных хранителей души мира.

II-III век
МАНДЕИЗМ (Иоанниты, Назореи, Последователи св.Иоанна, Сабии, Христиане св.Иоанна) Гностическая синкретическая иудеохристианская религия, представляет из себя самостоятельное развитие гностицизма на семитско-вавилонской почве в виде христиансткой секты иудаистского происхождения. В настоящее время представляет собой единственную сохранившуюся гностическую секту. Вероучение основано на почитании Иоанна Крестителя, представления о котором весьма отличается от христианских. Мандеисты признают существование высшего бога, которому противостоит злой дух и который посылает людям мессию Манда-де-Хайе. Мандеизм наиболее близок к христианству и иудаизму, кроме того, в нем имеются элементы зороастризма и древневосточных верований, преимущественно связанных с астрологией. Священными книгами является Гинза, Сидра-де-Яхья, Коласта, Сфар Малвасия, Крещение Хибила Зиви. Для мандеизма характерен дуализм, аналогичный зороастрийскому. Свет ассоциируется с душой, тьма - с телом, в котором заточена душа. Спасение человека видится в освобождении души, для которого требуется выполнение культовых обрядов, обретение знаний и нравственно прожитая жизнь. В мандеизме разрешена полигамия. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью.

VII век
ИСЛАМ ("покорность воле Бога") монотеистическая религия, признающая Мухаммада пророком. Приверженцы этой религии называются мусульманами (от слова араб. муслимуна, "покорные"). Одна из трех (после христианства и буддизма) мировых религий. Основным источником исследования и описания ислама является Коран - исторический документ, составленный ближайшими последователями Мухаммеда после его смерти по его высказываниям. Основные догматы ислама - поклонение единому всемогущему богу Аллаху и почитание Мухаммеда пророком Аллаха. Иисус Христос ставится Кораном на очень высокое место в ряду пророков, однако его божественная природа отрицается. Наряду с Аллахом в Коране упоминается противостоящий ему злой бог, именуемый либо Шейтаном, либо Иблисом. Мусульмане признают бессмертие души и загробную жизнь. Обстоятельно разработаны в исламе картины ада и рая. Эти места предназначены не только для воскресших, прошедших Страшный суд, а и для покойников, прошедших некий промежуточный суд и ожижающих окончательного расчета после воскрешения.

VII-VIII век
СИНТОИ?ЗМ синто, как религиозная философия, является развитием анимистических верований древних жителей Японских островов. С 1868 по 1945 синтоизм являлся государственной религией Японии. Термин "Синто" означает "Путь богов". В древнем синто в основе верований лежит почитание Ками - вездесущих проявлений всего священного. Доминирующее положение в синтоизме занимают очистительные обряды (хараи), сущность которых заключается в определенных формах воздержания, которые предшествуют важным церемониям и сопровождают менструации и смерть.
Древнейшим источником национальных японских традиций является книга "Кодзики" ("Записки о делах древности"), которая была записана по распоряжению императрицы Гэммэй офицером Оно Ясумаро около 712 года на основе сказаний. В "Кодзики" излагается история Японии от сотворения мира до 628 года

XV-XVI век
СИКХИЗМ Одна из национальных религий Индии. Название происходит от санскритского слова "сикх" - ученик. Основателем сикхихма был гуру Нанак (1469 - 1539). В основе сикхизма лежит положение Нанака о том, что истинная преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере. Сикхизм монотеистичен (в противовес политеизму индуизма), он не признает духовенства, отрицает публичные богослужения, внешнюю атрибутику и кастовые различия. Изначально сикхихм утверждал принципы индо-мусульманского единства и общность судеб индусов и мусульман. Из индуизма сикхи унаследовали учение о майя, реинкарнации и нирване. Брахма, Вишну и Шива составляют божественную троицу, порожденную майей. Чтобы достичь спасения в сикхизме, необходимо иметь своего гуру, петь гимны и общаться со святыми людьми.

1869 год
АГНОСТИЦИЗМ Термин введён английским естествоиспытателем Гексли, однако выражение позиции Агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, в античном скептицизме. Идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание. Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир. Создаваемые человеком нравственные принципы и представления о высшем существе, о Боге, суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая обуславливает и сохраняет мировой строй.

1880-е годы
ТОЛСТОВСТВО возникло в России на основе учения Л.Н. Толстого. Основы толстовства он изложил в "Исповеди", "В чём моя вера?", "Крейцеровой сонате" и др. Тогда же начали возникать колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье.

XX век
ЧХОНДОГЕ
(Религия Небесного пути, Учение Небесного пути) новая религия корейцев. Появилась в начале XX века в результате крестьянской революции, на основе общественно-религиозного движения Тонхак. В основе Чхондоге лежит национальная идея религиозной исключительности и политической самостоятельности Кореи. Крупные религиозные деятели этого учения на протяжении XX века играли существенную роль в национально-освободительном движении корейцев, преимущественно против Японии. Чхондоге служит теоретической основой для множества новых религий и сект в Корее.

1904 год
ТЕЛЕМА философская школа и религиозное учение, основанное после написания Алистером Кроули (1875-1947) "Книги Закона" (Liber AL vel Legis). Основой учения телемы является выражение Истинной воли, в Liber AL это открывается двумя девизами: "Делай, что изволишь - таков весь Закон" (AL I:40), "Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей" (AL I:57). Согласно телеме все проявленное существование является результатом взаимодействия двух космических принципов: бесконечно расширяющегося, уникального пространственно-временного Континуума; и атомистического, индивидуально выраженного Принципа Жизни и Мудрости. Взаимодействие этих Принципов вызывает к жизни Принцип Сознания, которое управляет существованием.

1907 год
УМБАНДА бразильская синкретическая религия, состоящая из католицизма, спиритизма Аллана Кардека и афро-бразильских традиций. Основана в 1907 г. в Рио-де-Жанейро и окончательно сформирована в 1920 г. К концу XX ст. число приверженцев умбанды составило около миллиона человек, преимущественно жителей Бразилии. В практике умбанды важную роль играет спиритизм Адана Кардека - учение о том, что общение с развоплощенными духами и получение информации о своих предыдущих воплощениях не только возможно, но и необходимо для духовного исцеления человека.

1930 год
РАСТАФАРИАНСТВО религиозно-политическая доктрина африканского превосходства, зародившаяся на Ямайке. Его последователи называются растаманами, или растафари. Их отличительные черты:
Дредлоки - причёска из пучков волос, сбитых в колтуны. Изначально (для растаманов)символизировала львиную гриву. Источник образа - Апокалипсис гл. 5 ст. 5.
Зелёно-жёлто-красный цвет одежды, как флаг Эфиопии и совокупность зеленого, золотого и красного цветов.
Обрядовое курение марихуаны (не у всех направлений).
Народные религиозные песнопения и музыка регги.
Соблюдение особой диеты Ital.
Неприятие Царствия Вавилона - прагматической цивилизации угнетателей, царства лжи и пороков, которое в конце концов падёт от руки Господа, как указано в Откровении Иоана Богослова.

1958-59 год
ДИСКОРДИАНИ?ЗМ пародия на религию или религия, маскирующаяся под пародию. В отличие от традиционных религий, проповедующих гармонию, дискордианизм обожествляет хаос. Главным божеством дискордианизма является Эрис, древнегреческая богиня раздора, подбросившая яблоко раздора на свадебном пиру у Париса. Основополагающая книга - Principia Discordia (1958 или 1959), написана Омаром Хайямом Равенхурстом (Керри Торнли) и Малаклипсом Младшим (Грег Хилл).

1954 год
ЦЕРКОВЬ САЕНТОЛОГИИ религиозно-научное движение, новая религия. Основана в Лос-Анджелесе писателем-фантастом Лафайетом Рональдом Хаббардом. Первоначально учение представляло собой концепцию совершенствования человека, основанную на книге Хаббарда "Дианетика -современная наука душевного здоровья". Согласно этой идее, человеческий разум представлен двумя аспектами: аналитическим, который постигает, размышляет и запоминает, и реагирующим, который просто записывает информацию. Каждый опыт человека - положительный или отрицательный - фиксируется разумом в виде психического изображения. Отрицательные изображения - энграммы - являющиеся частью подсознательной умственной деятельности, не полностью доступны аналитическому аспекту сознания и обуславливают иррациональное поведение человека.
Основной целью практической дианетики считается вычищение разума от энграмм. Для достижения этой цели разработан ряд методик, реализованных на практике в виде продолжительных и дорогостоящих курсов.

1960-е годы
Современный САТАНИЗМ как философия и основанная на ней религия был сформулирован в США Антоном Шандором ЛаВеем, собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х, когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии ЛаВея.
Сатана в сатанизме воспринимается как позитивный символ мировоззрения - символ свободы, саморазвития и эгоизма (так называемого разумного эгоизма).
Принципы сатанизма можно обобщить следующим образом: потакание инстинктам взамен воздержания; полноценное существование взамен духовных мечтаний; стремление к познанию взамен самообману; воздаяние окружающим за их заслуги вместо любви к неблагодарным; отмщение взамен подставления щеки; ответственность за свои действия и их последствия; цельное рассмотрение человека без отрицания его животной составляющей.

1973 год
РАЭЛИТЫ новое религиозное движение, приверженцы которого верят в сверхцивилизацию инопланетян (Элохимы), с которыми можно контактировать с помощью специальных духовных практик. Одной из своих главных задач раэлиты видят в достижении бессмертия человека средствами науки, основные надежды связываются с клонированием. Элохимы - не божества, а представители цивилизации, значительно ушедшей от человечества в технологическом развитии. Движение раэлитов было основано в Женеве французским гонщиком Клодом Ворлионом (Раэлем).

2000 год
ДЖЕДАИЗМ Молодая религия возникла на основе фантастической киноэпопеи Джорджа Лукаса "Звёздные войны". Приверженцы новой религии с самого начала взялись за активную пропагандистскую работу. Так, еще в 2000 году многие пользователи Интернета получили электронное письмо от анонимных авторов. В послании говорилось, что если во время предстоящей в Великобритании переписи населения как минимум 10 тысяч человек определит свое вероисповедание как "джедаизм", то власти вынуждены будут признать новую религию официально. Агитация не прошла даром: десятитысячный барьер был преодолен в разы - и британское Министерство юстиции сразу после изучения предварительных итогов переписи зарегистрировали новую религию как "Jedi Knight" - "Рыцари Джедай". В феврале 2003 года были подведены окончательные итоги переписи, в результате которых обнаружилось, что сторонников новой религии в Великобритании даже больше, чем буддистов или иудеев. Согласно уточненным данным, там проживает 390 тысяч джедаистов. Из них 80 процентов составляют лица моложе 23-летнего возраста.

(NOTE: Далее - религии, время создания которых не определено с достаточной точностью)

ТРАВЕЛИЗМ (путь перекрёстка, кайреонизм, учение видящих и пр.) - группа учений, постулирующих множественность миров, созданных безымянным высшим существом, называемым "Некто" и населенных им же людьми и другими разумными существами. Травелизм предполагает, что человек (разумное существо) обладает бессмертным сознанием, каковое после физической смерти тела попадает в место, называемое "Перекрёстком" (иногда - "Перекрёстком миров").

ШАМАНИЗМ от эвенкийского "Саман" - возбужденный. Одна из ранних форм религии. Шаманизм наложил заметный отпечаток на позднейшие формы религий и дал начало мистицизму.
Основная функция шаманизма - лечение больных. Шаманизм основан на представлении об общении шамана с духами во время камлания. Шаман - исполнитель культа в шаманизме - избирается духами и после этого проходит пересотворение. Шаман, прошедший пересотворение, получает возможность лечить людей. Для шаманизма характерны жертвоприношения.
В настоящее время шаманизм известен многим народам Африки, Северной и Восточной Азии, Северной Америки.

ВИККА - От староанглийского wica - ведьма. Новая религия, представляющая из себя смесь шаманизма и колдовства. Создана на основе исследований английского теософа Джералда Гарднера. Наибольшее распространение Викка получила благодаря деятельности Селены Фокс в США, штат Висконсин. В основе вероучения Викки лежит поклонение Великой богине в трех ее ипостасях - девы (Кора), матери (Диана) и старухи (Геката). Спутник Богини - "рогатый бог" Пан. Культовая практика предполагает инициацию, которая считается переломным моментом в жизни человека. В основе этики Викки лежит принцип "делай что хочешь, если это никому не вредит".

АСАТРУ (Одинизм, Трот) Новая религия, представляющая собой смесь значительно искаженных древних скандинавских политеистических представлений с современными мистическими и неоязыческими идеями. Асатру позиционируется ее приверженцами как некая древнейшая пра-религия Северной Европы, созданная более 6 тысяч лет назад и исповедуемая большинством европейских народов.
Согласно вероучению Асатру, люди наполнены божественной сущностью, находящейся вне сознания, но способной взаимодействовать с человеком и материальным миром. Эта божественная сущность выражается через богов и богинь. Боги являются родственниками людей, богам принято молиться в знак уважения. Один считается отцом богов. Люди в Асатру считаются венцами духовного творения, существующими в единении с богами через природу. Единения с природой и через нее - с богами - считается способом стереть грань между реальным и сверхъестественным миром.
Асатру отрицает христианство как противоестественную для европейца религию. Как следствие, в Асатру отсутствует идея первородного греха и спасения. Идея абсолютного греха также отрицается, приверженцы Асатру считают, что добро и зло не являются неизменными и однообразными.

По материалам Википедии и Истории религии.
http://night-shine.livejournal.com/65471.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments