grossmaster (grossmaster) wrote,
grossmaster
grossmaster

Category:

Парадокс истории: невозможные древние карты



К дискуссии http://community.livejournal.com/carians/191759.html
(Академик Фоменко в роли Демона Истории)

I. Когда открыт континент Антарктида?
II. Какому изобразительному стилю соответствует карта Пири Рейса?
III. Проблема аномально-точного определения долготы.
IV. Древнейшие миграции людей и навигация.


I. Когда открыт континент Антарктида?

Официальная версия:
В 1772-75 английская экспедиция Дж. Кука совершила плавание вокруг Антарктиды, еще не зная о ее существовании. Они дошли до 71°10' ю. ш., но нигде не встретили земли. По окончании плавания Кук предположил, что Южный континент расположен в районе полюса, в местах, недоступных для плавания. Антарктида открыта русской экспедицией Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева в 1820 г. Они подошли к шельфовому леднику Земли Королевы Мод (4 точки наблюдения).

При этом Антарктида на картах существует по крайней мере с 1-й половины XVI в. Все карты, на которые я далее ссылаюсь - это исторические документы, их подлинность и датировка ни у кого сомнений не вызывает.

- Навигационная карта - портулан адмирала Piri Re’is (Пири Рейса) – 1513, на которой присутствуют восточное побережья Южной и Центральной Америки и часть побережья Земли Королевы Мод в Антарктиде? (приведена в следующем параграфе, красным контуром обозначены очертания на современной карте в сходной проекции).

- Атлас мира (Noua et integra universi orbis descriptio) Fine Oronce (Оронтеус Финиус) 1531 г. Антарктида на карте расположена с неплохой точностью. Кроме того, виден контур южного ппобережья Австралии (официально открытой в начале XVII века).


(для удобства привожу современную карту в проекции, похожей на проекцию, примененную Fine)



- Навигационная карта мира на 18 листах (Orbis Terrae Compendiosa Descriptio) Gerardus Mercator (Герардус Меркатор т.ж., что Герарда Кремер), 1569. Изображение Антарктиды есть как на этой карте, так и на более ранней карте того же автора - 1538 г.


Изображения контуров Антарктиды и Австралии у Меркатора менее точно, чем у Фине. При этом, так же как у Фине, размер Антарктиды сильно увеличен по сравнению с реальным.

Привожу мнение кандидата исторических наук, археолог Николая Торопова, сотрудника колледжа Короля Альфреда (Винчестер, Англия): «Безусловно, доверие к карте Пири Рейса вызвано тем, что на ней с поразительной точностью изображено Средиземное море: отмечены все бухты, мели, течения, островки. Здесь сказалась тысячелетняя традиция античных и византийских картографов. И вот та же карта Рейса неожиданно сообщает, что в районе Южного полюса лежит еще одна часть света. Однако для современников Пири Рейса в появлении на карте неведомой Южной Земли не было ничего удивительного. Задолго до открытия Антарктиды средневековые географы были уверены в существовании на ее месте материка».





II. Какому изобразительному стилю соответствует карта Пири Рейса?





Рассматривая римскую карту I в. до н.э., на которой изображен район Сомали – Индостан – Индонезия.




Можно заметить, что условные обозначения и особенности прорисовки (в т.ч. линейки, силуэты кораблей, сооружений, людей и животных) на обеих картах сходны. Античная римская картография была, как известно, заимствована у греков (эллинов), римляне добавили лишь некоторые значки, связанные с особенностями военного дела и торговли.

Эти элементы сходства согласуются с утверждением самого Пири Рейса о том, что значительная часть данных для составления карты, получена им из античных источников (якобы один из источников принадлежал Александру Македонскому, IV в. до н.э.)

Попадание документов античного периода в руки исламских ученых времен Халифата, и далее – в руки турецких ученых и военных, представляется весьма вероятным, поскольку:
- Часть античных раритетов из Александрийской библиотеки (сохранившаяся после актов христианского вандализма VI в.), оказалась в VII в. у арабов.
- В период XI – XVI в. большинство античных источников попадали в Европу в виде копий, изготовленных в исламском регионе.


III. Проблема точного определения долготы.

Когда решена проблема определения долготы?

Основной задачей при составлении карт является точное определение широты и долготы объектов. Если широта определяется прямым методом измерения угловой высоты небесных светил, то определение долготы требует знания точного относительного времени между меридианом местонахождения и базовым меридианом. Время на базовом меридиане после удаления от него может сохраняться с помощью точного хронометра или определяться с помощью точных астрономических таблиц.

Официальная версия: до XVIII в. не было способов, применимых с удобством на море для определения долготы. В 1714 г. английский парламент на основании доклада Ньютона, в котором указывались все трудности задачи об определении долготы на море, издал указ, назначавший премию в 10000 фунтов автору способа определения долготы с точностью до 1 град. Задачу решил Джон Гарриссон в 1735 г. с помощью первого морского хронометра. Прибор прошел официальные испытания в 1761 г. на корабле «Deptfort».

Аномалии: Существует значительное число древних карт, на которых долгота указана с высокой точностью:
1487 г. Портулан Иегуди ибн-Бен Зары - карта Европы и Северной Африки. Аномально низкая погрешность определения долготы.
1339 г. Портулан Дульсерта - карта Европы и Северной Африки. Погрешность определения долготы в пределах 0,5 градуса.
1380 г. Карта Зено - север Атлантики до Гренландии. Такая же высокая точность по долготе.
1137 г. Китайская карта, копия с оригинала на каменной колонне (неизвестной датировки). Также высокая точность по долготе.
Общее число таких карт достаточно велико, я привел 4 чаще всего упоминающиеся.

Трудно предположить, что в древнем мире существовали хронометры. Но точные астрономические наблюдения и вычисления для географических целей уже были разработаны в античную эру.
В III в. до н. э., математик и географ Эратосфен с высокой точностью определил длину дуги в 1 градус на земной поверхности с погрешностью около 0,7 процента. Некоторыми специалистами считается, что Эратосфен воспроизвел гораздо более ранний метод, известный египетским жрецам еще в четвертом тысячелетии до н.э.
Метод Эратосфена был утрачено в ходе разрушения античной науки христианами, так что данные средневекового периода о размерах Земли уже имели погрешность 30 – 40 процентов. Вычисления Френеля (трактат «Космотеория», 1528 г.), свели погрешность к 3 процентам. но я не располагаю сведениями о применении этих данных в навигации XVI в.

Метод возможного определения точной долготы без хронометра в новое время был предложен в XVIII веке Тобиасом Мейером, незадолго до создания хронометра Гарриссона. Мейер составил точные таблицы движения Луны и предложил определять долготу по лунным угловым расстояниям. Луна проходит в сутки около 13 градусов, поэтому угловые расстояния ее до Солнца, звезд и планет меняются достаточно быстро для того, чтобы служить определять по ним время. Мейер предлагал сравнивать угловое расстояние от Луны до Солнца с таблицей и находить по нему Гринвичское время.

В древнем Египте, согласно сообщениям специалистов, такой метод был известен. Применялись таблицы угловых расстояний между Луной и Сириусом, определенные на меридиане Асуана. Специалисты отмечают, что на карте Пири Рейса в качестве базового меридиана также выбран меридиан Асуана, что косвенно подтверждает версию Чарльза Хепгуда о древнеегипетском происхождении оригинала, с которого сделана копия Рейса.

Некоторые типы древнеегипетских судов были пригодны для океанских плаваний.



Стандартный египетский торговый корабль третьего - четвертого тысячелетия до н.э. представлял собой однопалубное судно длиной до 20 метров, шириной до 5 метров и водоизмещением до 80 тонн. Он комплектовался узким прямоугольным парусом, закрепленном на к двуногой съемной мачте. Кормовой помост оснащался тремя парами рулевых весел. Сочетание гибкости и жесткости корпуса достигалось путем опоясывающие обтяжки канатом на стойках. Такой же плетеный канат плотно опоясывал весь корпус корабля. Суда сходной конфигурации служили для морских перевозок в течении всего античного периода. На похожих судах в страны Средиземноморского бассейна перевозили олово с Британских островов и ткани из Индии.
Возможность пересечения океанов на корабле такого класса доказана Туром Хейердалом



1969-70 гг. - экспедиции Тура Хейердала на кораблях "Ра" и "Ра-2" через Атлантику.
1978-79 гг. - экспедиция на корабле "Тигрис" в Индийском океане.


IV. Древнейшие миграции людей и навигация


Одной из загадок древних карт считается их прямое отношение к исключительно ранним периодам истории – последнему ледниковому периоду. Неофициальные датировки оригинальных источников карт Северной Европы в исполнении Ибн бен Зара в (копия 1487 г.) и Бенинкаса (копия 1508 г.) восходят к финалу последнего оледенения (периоду Younger Dryas), примерно 10 - 12 тыс. лет назад.
На первый взгляд, это совершеннейший анахронизм. Тем не менее, нельзя не учитывать, что и в этот период, и ранее, с самого начла последнего ледникового периода (115 тысяч лет назад), происходили миграции населения из одних регионов планеты в другие.





Насколько эти миграции могли фиксироваться на физических носителях и служить основой для последующих описаний маршрутов и простейшего картографирования?
Видимо, ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой: когда появилась возможность звездной навигации.

Согласно профессиональному источнику: «История астрономии» (дополнительный и справочный материал) «Ряд ученых предложил гипотезу о том, что ещё Homo sapiens neandertalis - неандертальцы вели наблюдения звездного неба и давали созвездиям имена.
Первые высеченные в камне звездные карты были созданы 32-35 тысяч лет назад. Знание созвездий и положений некоторых звезд обеспечивало первобытным людям ориентацию на местности и приблизительное определение времени ночью.
Первые лунные календари, в которых время определялось по фазам Луны, были найдены в Сибири (Приобье) и имеют возраст 32000 лет. К тому же времени относится введение 7-дневной недели - периода между изменением фаз Луны. В результате наблюдений за изменением положения Солнца над горизонтом в течение многих месяцев возникла новая мера времени - год. Это совпало с периодом перехода от кочевого образа жизни к оседлому и развитию земледелия.
Свыше 6000 лет назад необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле создала древнеегипетскую астрономию. Жизнь страны Та-Кемт зависела от разливов реки: в середине июля уровень вод начинал подниматься, достигал максимума в октябре-ноябре и возвращался к прежнему состоянию в январе-феврале. Нил заливал обширные пространства, покрывая их слоем плодородного ила. С началом разлива совпадало первое после периода невидимости появление яркой звезды Сотис (Сириус, a Большого Пса) на востоке в лучах восходящего Солнца. Оба события почти совпадали с днем летнего солнцестояния, становившимся первым днем Нового года. В результате многолетних наблюдений древнеегипетские жрецы-астрономы создали солнечный календарь»

Не оспаривая авторитета авторов «Истории астрономии», я должен заметить, тем не менее, что ни охотничий, ни сельскохозяйственный цикл при оседлом образе жизни не требуют точных наблюдений звезд. Природные сезоны не связаны настолько жестко с астрономическим календарем и астрономическим временем. Охотничьим и примитивным аграрным племенам для определения сезона достаточно примет, связанных с признаками изменений окружающей живой природы.
Совершенно иная ситуация складывается, если жизнь племени зависит от периодически совершаемых протяженных миграций или от торгового обмена с другими племенами, живущими на значительном удалении. Тогда астрономические наблюдения становятся необходимыми для навигации. И тогда же возникает потребность в картографировании.

Согласно профессиональному источнику «Торговля и цивилизация» (Хайек): «Современная археология подтверждает, что торговля древнее земледелия или любого другого вида регулярного производства (Leakey, 1981: 212). В Европе обнаружены свидетельства торговли на очень значительные расстояния даже в эпоху палеолита, т.е. по меньшей мере, 30 тысяч лет назад (Herskovits, 1948, 1960). Восемь тысяч лет назад, еще до появления торговли изделиями из металла и керамики, Катал-Хююк в Анатолии и Иерихон в Палестине превратились в центры торговых путей между Черным и Красным морями. Оба могут служить примерами драматического роста населения" в древности - примерами, которые часто характеризуются как культурные революции. Позже, к концу седьмого тысячелетия до нашей эры, возникла сеть морских и сухопутных путей для перевозки обсидиана (вулканического стекла) с острова Мелос на материк" - в Малую Азию и Грецию (см. введение С.Грина к книге Childe, 1936/1981; и Renfrew, 1973:29; ср. также Renfrew, 1972:297-307). Существуют „свидетельства о разветвленных торговых сообщениях, связывавших Белуджистан (в Западном Пакистане) с районами западной Азии даже до 3200 г. до н.э." (Childe, 1936/1981:19). Нам также известно, что экономика додинастического Египта имела прочную основу в торговле (Pirenne, 1934).»

Если исходить из этих соображений, то древнейшие географические карты должны были возникнуть в среднем палеолите и достигнуть значительных успехов к 10 - 6 тысячелетию до н.э. Это именно тот интервал времени, в котором, согласно неофициальным гипотезам, появляются невозможные с точки зрения истории, карты ледникового периода.


Использованы материалы с сайтов:
http://www.wizzz.ru/mysteries/lesson12.php
http://www.spotex.com/test/geography/
http://world.freeglobus.com/geography/?page=part12
http://www.vokrugsveta.com/body/proshloe/piri.htm
http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/?item_id=601
http://www.bibliotekar.ru/3karty.htm
http://www.veter-s.ru/index/id/3745
http://www.poletim.ru/news/2006-09-21_000012.html
http://evolution.powernet.ru/library/
http://www.wpwally.com/cgi-bin/wp/wp.cgi?action=history_ship
http://vm.msun.ru/Cad_ship/Sailship/Parusniki.htm
http://www.astronet.ru/db/msg/1191510/chapter3_9_2.html
http://zoo-eco.zooclub.ru/eco-mlek393-1.html
http://www.computerra.ru/print/think/sentinel/33245/
http://c-bajun-v.narod.ru/libr1_bn/Hayek/Pagubna_samo/Hk_Pagbn_Smnd_G3.htm
А также Энциклопедия «Кругосвет»
http://www.krugosvet.ru/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments